Интуиция и сознательность в принятии решений

Как эмоциональный мозг помогает принять правильный выбор.
2015.02.23 Автор: Юрий Паламарчук


«Надо это хорошенько обдумать» – подобные фразы уже так въелись в наш быт, что даже сложно представить что в этой формулировке не так. Долгое время мы соглашались с жизненным кредо «холодная голова, горячее сердце». Но на деле всё оказывается несколько сложнее.

Сегодня принцип «чем больше, тем лучше» применяется ко многим процессам, в том числе к самому жизнеопределяющему – к мышлению. Считается, что чем больше уделить времени обдумыванию проблемы, тем точнее и грамотнее будет решение. Не даром же говорят «семь раз отмерь», верно?

С другой стороны, всем известна поговорка «горе от ума». Но она всегда воспринималась с каким-то необъяснимым скепсисом. Для кого-то это могло быть даже комплиментом! Говорят хлопцу «Братишка, ты слишком много думаешь», а он весь зардеет и хорошеет прям на глазах. Думает, комплимент ему сделали. Тогда как оказывается, что смысл этой поговорки носит совсем не комплиментный характер, а даже наоборот.

Старина Платон представлял себе мозг, как колесницу с двумя лошадьми. Рациональный мозг, говорил он, – это кучер, который держит вожжи и решает, куда лошадям скакать. Одна из лошадей хорошей благородной породы и послушна – она представляет высшие стремления человека, тогда как вторая лошадь является полной противоположностью – она непослушна и упряма и представляет собой низменные инстинкты и непонятные влечения.

Ясен пень, что кучеру трудно управиться с двумя такими разными лошадьми, которые хотят устремиться в разные стороны, поэтому Платон говорит, что задача кучера – не дать темной лошади выйти из-под контроля и заставить обеих лошадей двигаться вперед.

«Если лучшие части мозга, которые ведут к порядку и мудрости, одержат победу, – писал Платон, – мы сможем прожить земную жизнь в счастье и гармонии, будучи сами себе хозяевами».

Вероятно, эту модель с колесницей мало кто помнит или знает. И все-таки всегда считалось, что чем более человек хладнокровен и чем решительнее он отсекает эмоции, тем вернее ему удается принять выгодное решение. Аллегория с колесницей ушла и на замену ей появилась модель «компьютера».

Мозг – это компьютер?
Эту модель легко понять и принять: внутри каждого из нас есть набор программ, по которым человек и живет. Но кроме того, что эта модель стимулировала появление искусственного интеллекта, – она также привела ко многим заблуждениям – по крайней мере, в одном отношении. У компьютеров нет чувств.

Данные последних исследований в области нейробиологии показывают, что эмоции являются ключевым элементом процесса принятия решений. Когда у нас отрубает все чувства, самое банальное решение становится невозможным. Мозг, который ничего не чувствует, не может ни на что решиться.

Корни человеческих эмоций кроются в предсказаниях очень легко адаптирующихся клеток мозга, которые постоянно меняют свои настройки для того, чтобы лучше отражать реальность. Каждый раз, когда мы совершаем ошибку или сталкиваемся с чем-нибудь новым, наши мозговые клетки начинают меняться. То есть, наши эмоции крайне эмпиричны. Поэтому было бы крайне глупо сбрасывать их со счетов.

Когда решения требуют эмоций
Процесс мышления требует чувств, так как именно чувства позволяют нам понимать всю информацию, которую мы не можем осмыслить напрямую. Дело в том, что возможности оперативного мышления человека имеют свои пределы. Некоторые ученые, такие как Ап Дейкстерхус, уверены, что любая задача с более чем четырьмя отдельными переменными выводит рациональный мозг из равновесия. Когда оперативной памяти не хватает, на помощь человеку приходит эмоциональный мозг, который и принимает решение. То есть, мы чувствуем что следует поступить так, а не иначе.

Но не стоит слепо уповать на чувства. Этот древнейший инструмент выживания имеет свои плюсы и минусы. Эмоциональный мозг по сути является интуицией. Интуиция – это и есть тот бессознательный, накопленный практикой опыт. Интуицией имеет смысл пользоваться только тогда, когда ты в конкретной сфере имеешь большое количество опыта. Может даже слишком большое чтобы его осмыслить.

Пример верного использования интуиции
Футболист, который в одно касание в падении бьет по мячу в попытке забить гол или сделать передачу не думает. Только за счет почти бессознательно принятых решений ему удается эффективно играть. Логика медлительна. Если бы он сознательно обдумывал каждое свое движение, влажность травы, погодные условия, скорость противников, то он бы никогда не смог чего-либо добиться в футболе. Боксеры на ринге не думают, они реагируют – выдают свой десятилетний опыт тренировок в виде бессознательной, но быстрой работы рук, ног, корпуса.

Интуиция не для всех
Аналогичный пример можно взять и для игроков в гольф. Когда опытный гольфист начинает задумываться о стойке, хвате, сухости травы, ветре и наконец ударе, то он бьет хуже, чем если бы об этом всём не думал и положился бы на интуицию. Но вот новичок, приложи он сознательные усилия, чтоб подумать о стойке, хвате и других мелочах, ударил бы лучше, чем если бы он положился на свою «пустую» интуицию.

То есть, принимая решение, следует учитывать свою сферу экспертизы и возможность положиться на интуицию (эмоциональный мозг).

Кроме того, стоит отдавать себе отчет в сложности проблемы. То есть, мы имеем дело с какой-нибудь ерундой – например, выбором зубочистки, или же с чем-то серьезным – покупкой дома, автомобиля.

Простые решения
Зубочистка – вещь простая. Параметров для сравнения у неё всего пару штук: цена, длина, производитель. Поэтому сравнивая марки зубочисток, имеет смысл положиться на рациональный мозг. В этом случае лобные доли (ответственные за сознательность) не будут перегружены информацией, поэтому смогут сделать правильный выбор. Подключать эмоции в такой ситуации – не только палить из пушки по воробьям, но и вносить ненужную смуту. Ведь на эмоциях можно купить более дорогую зубочистку лишь по той причине, что она была в обёртке любимого зеленого цвета. Тогда как на самом деле мы эту обёртку выкинем, а значит значение имела только цена.

Пример попытки воздействовать на эмоциональный мозг – красивый дизайн подошв кроссовок. Какие они бывают изумительно красивые! И чистые. Но об этих подошвах человек забывает уже на второй день после покупки. Хотя покупал он эти кроссы во многом потому что клюнул на стильный и смелый дизайн той их части, которая обречена быть всё время в грязи. Какая ирония.

Сложные решения
Исследования показали, что такие покупки, как дом или автомобиль следует совершать не раздумывая – в тот же день. Переменных слишком много, всех их не учесть (объем оперативной памяти ограничен), поэтому сознательный учёт всех мелочей и бесконечное взвешивание вариантов скорее приведет к плохому выбору.

Даже мебель имеет смысл покупать, руководствуясь эмоциями. Потому что параметров у неё слишком много: цена, материал, габариты, цвет, удобство чистки, узор, мягкость, пружинистость и так далее. Исследования показывают, что люди, которые долго думают при выборе мебели (привет IKEA!) в большинстве случаев потом жалеют о покупке.

Но может есть способ ограничить количество параметров? Расставить приоритеты. Например, при покупке дома смотреть только на цену, метраж и материал (дерево/кирпич). В теории это интересный подход. Но на практике рациональный мозг не умеет оставлять без внимания факты, даже если знает, что они бесполезны. Вместо того чтобы сосредоточиться на важной переменной – сколько этот дом стоит на самом деле? – мы отвлекаемся на какие-то незначащие цифры вроде количества комнат или год постройки. И в результате тратим слишком много денег.

В завершение хочется отметить, что волшебного способа принимать решения нет. Полагаться только на интуицию или только на сознательность опасно. Поэтому когда бы мы ни принимали решение, следует отдавать себе отчет в том, какое решение мы принимаем и какого мыслительного процесса оно требует.

Рассказать друзьям:  Share on FacebookEmail this to someoneTweet about this on Twitter

Читайте также


психология


Рейтинг@Mail.ru