Потребительство как новая религия

Сначала верили в Иисуса, теперь верим в Яблоко.
2015.09.12 Автор: Юрий Паламарчук


На первый взгляд может показаться, что в современном мире стало меньше верующих. Объяснить это можно было бы как поднявшимся уровнем образования, так и научными открытиями, которые один за другим стерли в порошок едва ли не все религиозные мифы. По-идее, с ростом осознанности человек должен был бы обрести свободомыслие, а его суеверные и религиозные привычки должны были бы уйти в небытие. Но что происходит на самом деле?

Сначала попробуем разобраться с тем, как связаны вера и интеллект.
Ницше, будучи атеистом, говорил: «Вера — это нежелание знать истину».

Эйнштейн был менее категоричен, определяя себя как агностика, или «религиозного неверующего», проявляя при этом «смирение, соответствующее слабости нашего интеллектуального осознания природы и нашего собственного бытия».

Шопенгауэр говорил, что «Вера и знание — это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая». То есть, по идее, чем более образован человек, тем он менее склонен веровать. Эта мысль косвенно подтверждается статистикой, показывающей огромный процент неверующих среди американских ученых, при том что США – довольно-таки религиозная страна (In God We Trust).

Да и если бегло глянуть на отсталые как по богатству, так и по интеллекту страны, то в их массе легко обнаружить большое количество верующих фанатиков. В то же время, чем более развита страна, тем меньше там наблюдается радикальных верующих, и больше выражена религиозная терпимость. Это ли не говорит о том, что с ростом интеллекта религиозность человека должна падать? Тогда у меня плохие новости (если считать IQ мерилом интеллекта):

Эффект Флинна – статистический феномен, который выражается в постепенном повышении IQ с течением лет, замедлился и в некоторых странах стал даже падать.

Почему рост IQ стал замедляться, а то и падать в те времена, когда доступ к знаниям стал легок, как никогда? И если вокруг становится меньше религиозных верующих, то нет ли вероятности, что часть из них переметнулась в другие веры? Например, в веру потребления. Американцев уже научили, что лучшее, что они могут сделать для своей страны – сходить за покупками. Как говорил Джордж Карлин: «Наша страна – это один огромный магазин».

Но что ещё более интересно, так это фанатичная приверженность не только к шоппингу, но и к брендам. Толпы покупателей, готовых на распродажах хоть голышом толкать тележку, набивая её разным непотребным хламом ещё как-то можно понять. Но вот фанатичный блеск в глазах при виде той же эмблемки Apple требует более детального рассмотрения.

По сути, нас сегодня со всех сторон окружают логотипы и бренды. Бытовая техника, одежда, автомобили, телефоны, продукты – везде стоит клеймо. И вызывают определенные эмоции. Лишь глянув на красно-белый логотип Coca-Cola, сразу чувствуешь во рту приятную кисло-сладкость. Увидел значок Intel inside – сразу чувствуешь надёгу и уверенность. Попалось на глаза изображение надкушенного яблока – тут же накрывает волна радостных эмоций, связанных с предвкушением удовольствия.

Мир без брендов
Попытайтесь на секунду представить мир без брендов. Когда на кроссовках нет фирменной «птички», когда на айфоне и макбуке нет яблока, на штанах нет полосок, все автомобили на одно лицо, и даже у государства нет флага. Страшно жить! Ведь символы нас греют. Как когда-то грела вера в бога.

И мы вроде бы ушли от икон, как от атавизма прошлого, но в карманах носим их же – вот только сделаны они не из дерева, а из пластика и стекла. Да и священники теперь поснимали рясы и повылазили на сцены – только они славят уже не бога, но продукт. Свет свечей уступил место яркому экрану. Вместо икон – планшеты, вместо крестов – пульсометры. И правда, какая разница что продавать, если люди и сегодня – в XXI веке – продолжают слепо верить символам. Ещё и добровольно отдавая десятину.

Есть такая штука, как шоппинг-терапия. Её суть в трех словах – «удовольствие можно купить». Теперь, если тяжко на душе, можно не идти на исповедь в церковь. Вместо этого достаточно прошвырнуться по магазинам и что-нибудь купить. Заодно и экономику поддержишь. Недаром же подобные идеи культивируют на Западе. И может для масс это не так уж плохо – вместо одного бога подсунули другого, да и капитал множится. Но ведет ли это к большей осознанности человека? Здесь у меня сомнения.

Покуда буду видеть жадный голумский блеск в глазах очередного покупателя брендовой вещи, я буду точно знать, что религиозность никуда не делась. С таким взглядом смотреть хоть на икону, хоть на крест – суть одна. Так что готовьте кошельки и кредитки. Только не заявляйте потом гордо, что не верите в бога.

Рассказать друзьям:  Share on FacebookEmail this to someoneTweet about this on Twitter

Читайте также


религия


Рейтинг@Mail.ru