Популярность фильмов для бедных и угнетенных

Популярность фильмов для бедных и угнетенных.
2015.09.14 Автор: Юрий Паламарчук


Если в поговорке «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты» заменить читаешь на смотришь, то смысл будет не менее интригующим. Можно ли по потребляемому человеком контенту судить о его настроении или, скажем, проблемах, которые его терзают?

Очевидно, что разные люди предпочитают разные жанры кино. Мальчики смотрят боевики, девочки мелодрамы. Кто-то смотрит больше комедий, кто-то сидит на ужастиках, а кому-нибудь подавай драму и фильмы-катастрофы. Иногда они, конечно, пересекаются, но в целом можно сказать, что жанры кино – это как жанры музыки. Как выбрал себе в подростковом возрасте пару направлений, например рок и электронику, так и придерживаешься их в будущем.

Эта категоризация фильмов может быть и более подробной, как например в случае фильмов про белых спасителей, сюжет которых вращается вокруг доброго бледнолицего пана, спасающего чернокожего от какой-нибудь беды. Что же можно сказать о самых популярных и признанных фильмах планеты?

Открываем список IMDB TOP-250:
1. «Побег из Шоушенка». Несправедливо обвиненный в убийстве своей жены банкир бежит из тюрьмы.
2. «Крестный отец». Романтизация мафии и криминала.
3. «Крёстный отец 2». То же самое.
4. «Тёмный рыцарь». Супергерой спасает заложников.
5. «12 разгневанных мужчин». Суд присяжных оправдывает малолетнего латиноса, несправедливо обвиненного в убийстве отца.
6. «Список Шиндлера». Во время Второй мировой немецкий бизнесмен и член партии спасает от верной смерти более тысячи евреев.

10. «Бойцовский Клуб». Вызов системе, терроризм.

Конечно, есть масса фильмов с похожими сюжетами, которые не попали в этот список, но это уже дело бюджета, продюсера, актеров и режиссера. Суть одна – все они об угнетенных, которые кидают вызов системе и ценой невероятных усилий добиваются справедливости. Либо их кто-то спасает. От кого же нужно спасать зрителя? Раз он так этого жаждет.

Вспомним также одни из самых кассовых фильмов всех времён и народов – «Титаник» и «Аватар». С «Аватаром» всё понятно – он насквозь пропитан революционными идеями ущемленных в правах и даже движениях (главный герой – морпех с ограниченными возможностями).

Но хватит и одного «Титаника». На IMDB скромно говорится, что это фильм про 17-летнюю аристократку, влюбившуюся в доброго, но бедного художника на борту роскошного, обреченного на погибель лайнера. Чушь.

О чём на самом деле фильм «Титаник»
Фильм про малолетнего азартного бандюгана, который выигрывает в карты билет на «Титаник». Там он совращает 17-летнюю невесту, с которой спит на сидении взломанного автомобиля (то есть он ещё и автоугонщик). После коитуса наш бедный, но талантливый парень рисует с натуры обнаженную, совращенную невесту (почти как снять порноролик). И мало того, что он сорвал запретный плод, так ещё и лишил несовершеннолетнюю девочку светлого будущего с симпатичным, богатым женихом.

Во время кораблекрушения аристократы и богачи предстают в негативном свете, мол, они первыми засели в шлюпки, а кое-кто из них даже маскировался под женщин. В то время как благородные и ущемленные чернорабочие из третьего класса проявляли чудеса благородства и обходительности, помогая всем и вся. Хотя в реальности всё было несколько иначе.

Стоит ли удивляться, что фильм получил такой массовый успех у зрителя?

И ведь эти тенденции есть не только в кино, но и в мультфильмах.
Вот что по этому поводу говорит в «Бегстве от свободы» Эрих Фромм:

Насколько преисполнена чувствами страха и незначительности масса средних американцев, хорошо видно из популярности мультфильмов о Микки-Маусе. Один и тот же сюжет этих фильмов – при всем многообразии вариантов – состоит в том, что кого-то крошечного преследует нечто подавляюще сильное, огромное, угрожая убить или проглотить малыша. Малыш удирает, в конце концов ему удается спастись или даже как-то навредить своему врагу.

Люди не стали бы постоянно смотреть одно и то же, пусть и в разных вариациях, если бы этот сюжет не затрагивал чего-то очень близкого их собственной эмоциональной жизни. Очевидно, что крошечное создание, преследуемое жестоким и сильным врагом,- это сам зритель; именно так чувствует себя он, с такой ситуацией он отождествляет свою собственную. Но конечно, это не могло бы иметь постоянной притягательности, если бы не было счастливого финала.

Зритель переживает все свои страхи, свое чувство ничтожности, но под конец получает утешительное ощущение: несмотря ни на что, он все-таки спасется и даже победит сильного врага. Однако – и в этом состоит весьма существенная и грустная сторона «счастливого конца» – его спасение зависит главным образом от его способности удирать и от непредвиденных случайностей, мешающих чудовищу поймать его.

С другой стороны, зритель ведь смотрит то, что ему дают. Вполне может быть, что режиссер и инвестор руководствуются не столько вопросами выручки, сколько идеей фильма. Может, выпуская новую ленту, они надеются заставить зрителя задуматься, запрограммировать на хорошее. Например, на борьбу. Но тогда почему в топах не бывает артхауса? Почему сам артхаус – концентрат идей – так редко крутят на больших экранах? Боятся, что зритель не поймёт и не придёт? Ответ можно найти в другом вопросе – «Почему поп-музыка является самой популярной?». Нет, конечно её раскручивают и пиарят. Но что мешает сознательному слушателю, даже если нет альтернативы (хотя мы знаем, что она есть), сказать твёрдое «нет»? То же самое происходит и с кино. Всё-таки, последнее слово за зрителем. Спрос рождает предложение.

Это значит, что в нашем обществе таки есть глобальная потребность в фильмах о бедных и угнетенных. И режиссеры дают их нам. Но пока люди ищут спасения хотя бы на экране, можно говорить о том, что у них остаются неразрешенный проблемы и незакрытые гешефты. Зато когда мы увидим изменение тенденций в кино, можно будет говорить и об изменении мышления зрителя. И лучше бы оно произошло в более сознательную сторону.

Рассказать друзьям:  Share on FacebookEmail this to someoneTweet about this on Twitter

Читайте также


психология


Рейтинг@Mail.ru