Зачем нужны стыд и совесть

Что кроется за фразой «Ни стыда ни совести у тебя!»
2015.09.25 Автор: Юрий Паламарчук


Услышать в свой адрес «Ни стыда ни совести у тебя!» – это как получить двойной удар с вертушки в щи от Ван Дамма. Потому что считается, что у «хороших людей» обязательно должны быть стыд и совесть. Если их нет, то ты злодей и некромант. Но неужели нельзя совершать добрые поступки не имея совести?

Прежде всего будет полезным вспомнить определения этих слов:

Стыд - отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество субъекта.

Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно. То есть если свидетелей содеянного нет, то и чувства стыда тоже нет. Может возникнуть разве что чувство вины – но это уже другое, больше связанное с совестью.
Таким образом пройтись по главной улице в час-пик голышом – стыдно, но вот справить нужду на той же улице того же города, где никого нет – уже не стыдно. Нет социума – нету и стыда. Иными словами, стыд – это «что обо мне подумают окружающие».

При этом общество обществу рознь. Если у нас ходить голым по улицам – моветон, и обычный человек стыдится своей наготы, то где-нибудь в Замбии это едва ли не норма. Таким образом мы видим, что стыд – это очень условное чувство, которое зависит не только от самого наличия социума, но и от его традиций (особенностей).

Совесть - намного более интимная штука, чем стыд. Она проявляется в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, а также в форме эмоциональных переживаний – чувства вины или «угрызений совести». И может грызть человека вне всякого социума, даже если он один в лесу. Разделывает, например, тушку убитой только что белки.

Зачем же нам говорят фразы в духе «Совести у тебя нет!» или «Бессовестный!», «Бесстыжая»? Разумеется, знать об этом они наверняка не могут – с возрастом люди учатся не краснеть, поэтому чувство стыда может переживаться внутри, под невозмутимой поверхностью. Совесть так вообще сугубо личная вещь, и её наличие или отсутствие – это ещё большая загадка. Иногда и сам человек не знает о границах своей совести, что уж говорить о посторонних!

Причины подобного рода порицаний очевидны – попытки манипуляции. Когда тебе говорят «Ни стыда ни совести у тебя!», да ещё с таким выражением, будто это что-то плохое, то пытаются включить компенсирующий механизм. И вот человек начинает чувствовать и стыд, и даже угрызения совести. Этот механизм часто используют родители, когда пытаются приучить ребенка к скверному самоощущению при свершении плохого (по их мнению) поступка. Когда ребенок научится, он сможет самостоятельно судить о своих поступках и ему уже не потребуется помощь родителей. С таким навыком можно и в социум!

Вот так в жизни человека появляются два невидимых тирана – Стыд и Совесть. Один преследует его на улице, другой ждёт дома (или в любом другом месте, где можно уединиться). И не отстают они от него даже ночью, когда в очередном кошмаре бедному доходяге будет сниться, как он опаздывает на работу.

Вот что об этом пишет Эрих Фромм в «Бегстве от свободы»:

Совесть – это надсмотрщик, приставленный к человеку им самим. Она заставляет его действовать в соответствии с желаниями и целями, которые он сам считает своими, в то время как на самом деле они являются интериоризацией внешних социальных требований. Она погоняет его грубо и жестоко, запрещая ему радость и счастье, превращая его жизнь в искупление некоего таинственного греха.

И действительно, даже если допустить, что совесть на 50% задается генами (хотя не факт), откуда берутся остальные 50%? Может, извне? То есть из семьи и социума. Поистине троянский метод – проникнуть внутрь и прикидываться частью внутренней структуры, чтобы нанести поражение изнутри.

Проверить себя на наличие инъекций социума можно простым, действенным методом: найти в своей голове те убеждения, которые основываются не на лично выведенных причинно-следственных связях, а на общих и расплывчатых псевдоаргументах: «считается, что…», «говорят…», «все знают…», «я должен…», «мужчина должен…», «женщине следует…» и так далее.

Пару примеров таких псевдоличных угрызений и убеждений:
- Надо сначала на ноги встать
- Жениться тебе надо!
- Человек должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына
- Женщин бить нельзя
- Дети – цветы жизни
- Главное – много работать
и так далее.

Если вопрос не выдерживает удара обыкновенным «почему?», значит что-то здесь не так.

Но сбрасывать со счетов внутреннюю составляющую совести тоже нельзя. У человека есть внутренние мотивы, которые он пытается как-то для себя объяснить. При этом «для себя» – не значит для социума. Так, очень многие убийцы и маньяки по-своему логичны и последовательны в своих бесчинствах. Но неправильно было бы говорить, что у них нет совести. Она есть, но другая. Как китаец может испытывать искреннейшие угрызения совести, что не облапошил иностранца, так и Джек-потрошитель может испытывать угрызения совести по поводу того, что вырезал у своей жертвы не тот орган или что не вкладывается в график убийств.

Что касается стыда, то он может проявляться, например, в попытке скрыть лицо во время судебного процесса. Хотя, есть и социопаты, которые не знают этого чувства.

Таким образом стыд является сдерживающим механизмом, который регулирует поведение человека в социуме. И если социум убог (как при СССР), то он и впрыскивает в человека убогую инъекцию. Вот мы и получаем толпы закомплексованных людей, которые и через 25 лет независимости стыдятся того, чего не стыдятся в более продвинутом обществе. Так, нашим людям стыдно сесть на полу в метро. Тогда как евреи или американцы по таким вопросам вообще не заморачиваются. Или залезть в обуви на кровать. Негигиенично? – Не важно. Главное, что в этом есть проявление свободы.

Ещё один пример «бесстыдного» поведения: в автобусной поездке по городам США один американец взял и купил всем своим попутчикам конфет. Кто из украинцев или россиян на такое способен? Очень немногие – либо на всю башню сдвинутые, либо молодые – кому ни социум, ни родители не смогли сделать инъекцию убогого вещества. Либо же человек сам выработал противоядие. Но ему-то как раз и будут говорить на каждом шагу «Бесстыжий какой!».

Когда мы с другом притащили летом в универ водяные пушки и начали на улице «расстреливать» ноги студенток, один из двух сидящих на лавочке парней угрюмо буркнул другу – «убил бы». Товарищ одобряюще кивнул. Наверное, их чувство стыда (или совести) не позволило бы им такое вытворять.

Стыд и совесть – это внешний и внутренний сдерживающие механизмы. Но далеко не факт, что каждый человек настолько мерзавец, что ему без этих механизмов не обойтись. Более того, мы часто видим обратную ситуацию! Когда хороший человек чересчур стыдлив и совестлив, тогда как какая-нибудь сволочь не имеет ни грамма стыда. Им бы поменяться местами! Но нет, восприимчивый к упрёкам человек будет самолично культивировать в себе и стыд и совесть, в то время как толстокожий бесстыдник будет каждый раз лишь ещё больше утверждаться в своём равнодушии.

Так что если вы не мерзавец, и при этом соблюдаете правила приличия, но ваc упрекают в том, что у вас нет ни стыда ни совести, то, вероятно, имеют ввиду «Ты слишком свободен».

Рассказать друзьям:  Share on FacebookEmail this to someoneTweet about this on Twitter

Читайте также


психология


Рейтинг@Mail.ru