«Отсидеть» 15 лет или зачем мы тратим жизнь на школу и вуз

Зачем родители "прячут" своих детей на 15 лет
2015.10.13 Автор: Юрий Паламарчук


Учеба в разгаре – тысячи детей и студентов мотают сейчас ещё один год за партами. Сроки и нагрузки разные – зависят от строгости режима. Многим впаяли по 11 лет «строгача», после чего они под угрозой армии и родителей приходят с повинной в универы, где проведут ещё минимум четыре года. Через 15 лет выйдет наконец человек на свободу и выкинет большую часть тех знаний, над которыми корпел, страдал, рыдал.

Оценки, которые когда-то были едва ли не самой важной частью его жизни, девальвируются, как рубль на фоне дешевеющей нефти. Но это не остановит его в том, чтобы и своих детей отправить сначала в школу, а затем и в отечественный университет. Дань традициям, цена которой – 15 лет жизни ребенка. Чтобы снова начать с нуля.

Ходить в школу, чтобы быть изгоем и аутсайдером?

Спросите у любого взрослого, как часто он пользуется тем, чему его научили в школе или университете. Затем дайте какой-нибудь логарифм посчитать, производную взять. Да хотя бы умножить или поделить в столбик – даже эти операции у большинства выпускников вызывают трудности. Неужели все идиоты? Но ведь учили, сдавали. Где оно всё?

Научить ребенка читать, писать и считать – скорее задача родителей, чем школы. И даже если бы этими функциями занималась исключительно школа, это не должно было бы занимать столько времени. Говорят, мы учим математику, чтобы развить абстрактное и логическое мышление, которые пригодятся в жизни. Но судя этой логике, гении физики, химии и математики, а также прочие «ботаны» должны были бы быть мастерами ораторского искусства. Ведь чем умнее был бы человек, тем более вескими были бы его аргументы в спорах и тем больше у него было бы слушателей и почитателей. Там, глядишь, и до выборов в депутаты недалеко. Но всё оказывается ровно наоборот – речь некоторых гигантов мысли, преподающих ту же математику, оказывается бессвязным набором нечленораздельного бубнения. Зато некоторые проходимцы, которые в науках не блистали, становятся настолько первоклассными мастерами демагогии, что в их логических цепочках утонет любой технарь.

Даже те, кто не блистает в точных науках, при должной практике могут научиться строить демагогические цепочки

Считается, что математика, физика и другие науки позволяют развить абстрактное мышление. Но все почему-то забывают про музыку, литературу и рисование, которые тоже для этого годятся. Спросите у знакомого художника, не болит ли у него голова, когда ему приходится в режиме реального времени просчитывать массу параметров: пропорции, расстояния, тени, силу нажима карандаша, глубину цвета. И всё это выдержать в одном стиле, не упуская из виду мысленный рисунок. Спросите музыканта, не слишком ли ему легко одновременно видеть внутренним взором аккорды, ноты и паузы, контролировать силу нажима пальцев, синхронизировать мелодию с текстом, и выдерживать при этом стиль. Или у писателя – почему он так долго писал свой роман и почему всё это время беспробудно пил.

Вот в чем разница между нами: ты тренируешься в гимнастике, а я тренируюсь во всем.
- Сократ из к/ф «Мирный воин»

То же самое можно сказать не только о логике и абстрактном мышлении, но и в принципе об умении думать. Спору нет, точные науки заставляют включать котелок. Но не только они! В жизни есть масса проблем, требующих анализа и поиска решений, которые при этом не относятся ни к физике, ни к математике. То есть тренироваться в гибкости ума и логике можно и не занимаясь точными науками. И при этом добиться даже больших результатов. Как это возможно?

Мы не ищем легких путей!

Представьте себе, что захотели научиться отжиматься от пола 100 раз. Вы спрашиваете совета у друга, который это умеет, а он вам говорит: «Для начала, тебе следует вставать в семь утра. Ешь больше мяса и яиц, пей больше воды. Старайся бегать хотя бы через день. Купи гантели и занимайся с ними по полчаса в день. Перед сном визуализируй отжимания». С таким же подходом можно было бы посоветовать будущему переводчику английского сначала выучить китайский, а будущему автомобилисту – освоить мотоцикл. У этого феномена есть свой термин, который описывает Нассим Талеб:

Гало-эффект — это когда люди ошибочно полагают, что тот, кто здорово катается на лыжах, будет столь же здорово руководить гончарной мастерской или отделом банка, или что хороший шахматист и в жизни просчитывает все ходы наперед.

Об том также говорит писатель Александр Никонов: «Дурак – понятие функциональное. Иными словами, можно быть умницей в одном и полным дураком в другом».

Точно так же можно быть смелым в чём-то одном и трусом в другом. За партой быть в своей тарелке, но у доски сгорать от стыда. Выжимать на треке все 300 км в час, но робеть при виде понравившейся на улице симпатяги. На ринге драться как прирожденный борец, но в клубе плясать неловко, как срамная курица. Недаром ведь говорят – если хочешь побороть страх, то делай то, что боишься. Никаких обходных путей.

Зачем искать обходные пути, если можно пойти напрямую и научиться делать именно то, что хочешь?

Таким же образом можно сказать, что если хочешь чему-то научиться, то делай это. Хочешь рисовать? – Рисуй. Играть на гитаре? – Играй! Говорить на испанском? – За дело. С этой точки зрения хвалёное абстрактное мышление и логика, которые развивает школьная математика, годятся разве что для школьной математики. То есть мы решаем квадратные уравнения с параметрами для того, чтобы решать квадратные уравнения с параметрами – ни больше, ни меньше. Как Портос, который «дерется просто потому, что дерется».

Стояние у школьной доски не подготовит к проведению презентации, как и решение задачи по алгебре не поможет посчитать KPI сотрудника. Даже задача про поезд, выезжающий из пункта А в пункт Б не особо поможет в логистике. К трудовой деятельности школа нас не готовит, зачем же мы в неё ходим?

Почему родители отдают ребенка в школу

Есть мнение, что в школе ставят оценки и учат решать задачи, которые будут на вступительных. Видать, «отлично» учат, раз все одинадцатиклассники поголовно записываются на подготовительные курсы (aka ФДП). Но допустим, что школы таки готовят к поступлению в университет.

Как это бывает – поступил абитуриент, отучился 4-6 лет, идёт на работу. Опыта нет? Проваливай, каналья. Но и устроившись на работу, человек будет работать по специальности лишь в исключительном случае. По-хорошему, ему надо бы со своими науками там в институте и остаться, продолжив их изучение (или начав преподавать), как и подобает научному сотруднику. Но мы ведь в офис хотим.

Вот и имеем ситуацию, когда даже выпускники факультетов информатики черпают большую часть знаний на стороне, начиная работать в IT не благодаря, а вопреки. Единственный плюс, который они получают – корочки технических вузов и самоуважение – за счет того, что прошли весь этот не нужный даже им самим ад.

По большому счету, всё, что может дать школа и универ – тесты-контрольные, зачеты-экзамены и абстрактные знания, не применимые в реальной жизни (кроме тех случаев, когда человек идёт в науку).

Сдавать контрольные, чтобы поступить в универ, чтобы сдавать экзамены, чтобы что?

«В школе/универе нас учат учиться» – популярная в народе глупость, которая служит для оправдания потраченных не пойми на что N-лет жизни. Никогда наши институты не брали на себя функцию «научить учиться». Научить студента думать? – Может быть. Заставить учиться? – пожалуй. Дать знания? – Допустим. Но не научить учиться.

Иначе бы в школьном или вузовском курсе обязательно были дисциплины по конкретным направлениям – «устройство мозга», «основы памяти», «теория учебы», «прикладная логика» и так далее.

Хьюстон, у нас проблема

Школа и университет, хоть и являются значительным куском жизни человека, выполняют совсем не те функции, о которых заявлено на упаковке. Что можно ожидать от забитых системой детей и нищих учителей, которых регулярно драконят из районо, то заставляя проводить театр под названием «открытый урок», то устраивая никому не нужные срезы знаний и переаттестации педсостава? А сколько пролито слёз и попорчено сожжено нервов из-за надуманных, высосанных из пальца проблем – самостоятельных, контрольных, экзаменов – всех тех вещей, которые к реальной жизни не имеют никакого отношения. Или нервы на экзаменах научили нас не нервничать на работе?

Наши школы и университеты не только проводят «уравниловку» по интересам детей, но и впустую расходуют человеческий потенциал. Насколько было бы интереснее ходить в школу, где решались бы задачи из реального мира!

Например:
Труд – подключить новую розетку, сбить стол на продажу, научиться сваривать трубы
Математика – научиться считать в уме объемы фигур, проценты, сдачу в магазине
Физика – построить экспериментальную модель самолета на радиоуправлении
Литература – организовать выпуск школьного еженедельника
Музыка – придумать композицию или написать кавер на песню любимой группы
Право – придумать закон или петицию, который бы собрал >25 тысяч голосов
Рисование – разработать фирменный стиль класса

Идеальный урок в средней школе

Беда университетов в том, что туда, в массе своей, идут те, кому бы стоило пойти в ПТУ или колледж. В итоге наши вузы – не пойми что. С одной стороны готовят теоретиков с широким кругозором, с другой стороны эти теоретики на следующий же день после получения диплома всё забывают и идут оббивать пороги компаний, где нужны люди с совсем иными знаниями и навыками. При этом и сами компании продолжают потакать инерционному консерватизму, требуя диплом об окончании университета.

В чем не хотят признаваться родители

В нашей стране школа и универ – это принудительные системы по выкачиванию денег. Даже в универ не сунешься, не отмотав 10 лет за партой, так как для поступления нужен аттестат. Поэтому родители оказываются перед выбором – либо полностью встроить ребенка в систему образования, либо же оставить его за бортом, сделав аутсайдером.

При этом школа и институт универ – это не только режимные объекты, где дают сомнительной свежести знания, заправленные бесконечными тестами ради тестов, но и способ сплавить ребенка из дому. Кинуть в мир. Пусть варится в N-ной группе случайных людей и играет в «получи оценку» или «не стань изгоем», лишь бы по улицам не шлялся.

Чему учат в школах: попытаться не быть изгоем и получить оценку. Что-нибудь ещё?

В итоге все участники образовательного процесса из Минобразования получают свою пайку из бюджета и остаются при деле. Учителя драконят учеников, учителей – нахлебники из районо. Дети же учатся играть по правилам и приспосабливаться, привыкая заниматься нелюбимыми непотребными предметами. Учителя делают вид, что учат, а родители закрывают на это глаза.

Прозрение приходит лишь на первом собеседовании, где оказывается, что никому не интересны ни твои школьные, ни универские оценки. Даже про специальность не спросят. Ради чего тогда был весь этот цирк?

Оригинал опубликован на AIN

Рассказать друзьям:  Share on FacebookEmail this to someoneTweet about this on Twitter

Читайте также


учеба


Рейтинг@Mail.ru