Почему потребительство должно победить духовность

Посмотрим на статистику, связывающую толщину кошелька с религиозностью.
2015.12.07 Автор: Юрий Паламарчук


Что мы чувствуем, когда слышим слово «потребительство»?
Малый академический словарь 1957-1984 гг. давал свое определение этому явлению:
Потребительство (неодобр.) – стремление только к удовлетворению своих потребностей, потребительское отношение к чему-либо.
Синонимы: иждивенство, иждивенчество, потреблятство.

Новая религия

Какое, должно быть, это скверное дело – потреблять. Но пока мы так думаем, потребительство стало де-факто новой религией Запада – со своими святыми (как, например, Стив Джобс), с карманными иконами, выполненными из стекла и пластика, и, конечно, символами в духе инь-ян и надкушенного яблока. Как и любая религия, потребительство имеет отупляющий эффект, но, по крайней мере, с него можно сделать покупку и заплатить налоги. Чего не скажешь о церкви, которая буквально торгует воздухом. По словам Александра Невзорова, прибыль от продажи одной церковной свечки – минимум 1500%. Рентабельнее только героин (1600%). Как же мы в XXI веке погрязли в этом церковно-духовном болоте?

Советский плакат: Антирелигиозную пропаганду вести в каждой школе!

Казалось бы: наука – свет, церковь – мрак (причем буквально), а значит вот-вот, и рационализм восторжествует. Но, несмотря на задекларированную в СССР борьбу с церковью, сами верующие были партии нужны. Красные комиссары «рационально» расстреливали попов и переделывали церкви в склады, после чего в СССР устаканился атеизм – так закончилась рейдерская атака на церковь. Трофеем этой битвы были верующие. Политика двойных стандартов позволяла с одной стороны издавать «Справочник Атеиста», а с другой, заменив иконы на транспаранты и золотые крестики на красные значки, проповедовать идеи коммунизма, которые в итоге и легли в трофейные головы.

В 1921 году Дзержинский писал следующее: «Церковь разваливается, этому нам надо помочь, но никоим образом не возрождать её в обновлённой форме. Поэтому церковную политику развала должна вести ВЧК, а не кто-либо другой… Наша ставка на коммунизм, а не религию».

Неудачный выбор

Церковь разваливалась не только потому, что ей «помогали» извне, но скорее по причине своего несоответствия духу времени, идеям прогресса и большой стройки. «Православие» – это синоним ортодоксальности. Из всех основных ветвей христианства оно оказалось самым консервативным, а значит и самым экономически неуспешным, что удачно подметил историк Николай Борисов:

Качество жизни, оказывается, зависит от господствующей в стране религии. Бросается в глаза, что наиболее успешные страны в основном — протестантские, затем идут католические и наименее успешные — православные.

Причем уровень материального достатка подозрительно точно коррелирует со «свежестью» возникновения религии.

В позапрошлом веке об этом косвенно говорил и философ Петр Чаадаев, который считал, что одной из главных ошибок Руси было принятие православия: «Ведомые злою судьбою, мы заимствовали первые семена нравственного и умственного просвещения у растленной, презираемой всеми народами Византии».

Неудивительно, что строители коммунизма решили избавиться от закостенелой и неспособной к эволюции (в отличие от протестантизма и католицизма) религии. Но вот потребность верить в великую абстрактную идею никуда не делась, и вожди это понимали.

Это видно на примере миллионов, которые поклонялись трупу террориста в центре Москвы, приносили цветы под бетонные стеллы-божества, и искренне плакали в день смерти Сталина (некоторые продолжают это делать до сих пор). Когда ходишь все время полуголодный, то, конечно, полезно иметь опору в виде веры во что-либо. Иначе как жить? А чтоб «вставило» ещё сильнее, можно приготовить религиозный коктейль из сталинизма и православия, которым сегодня успешно спаивают население России (как раз недавно патриарх Кирилл призвал чтить заслуги Сталина – прим.авт.).

С точки зрения эволюции, способность верить полезна не только успокаивающим и упорядочивающим эффектом, но и хотя бы тем, что позволяет сэкономить массу времени и энергии на проверке фактов и логических доводов. Мы верим родителям и учителям, верили и красным вождям. Но пока СССР ходил в лаптях, запуская в космос собак и металлические болванки, на Западе полным ходом шло развитие иной религии – потребительства.

Новая религия Запада: Потребляй, да не судим будешь!

Потребляй, да не судим будешь

15 марта 1962 года Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и право на то, чтобы быть выслушанной. Американская мечта оказалась более личной, конкретной и достижимой. Пока в Советах предвкушали светлое будущее, американец покупал себе автомобиль; пока СССР гордился своими женщинами, на Западе наладили выпуск стиральных машин, микроволновок и миксеров; пока советский гражданин десятилетиями мыкался по коммуналкам без удобств, молясь на эфемерную квартиру, американский гражданин покупал себе пригородный домик и заводил собаку.

Церковь на Западе стала носить скорее символический характер, тогда как материализм, гедонизм и потребление стали занимать первые места в списке интересов граждан. Доступные кредиты и рыночная экономика ещё больше подстегивали производство, которое давало людям в первую очередь блага для жизни, а не боеголовки для ракет, как это было при СССР. Победил западный индивидуализм и эгоизм. Когда Советы опомнились – было уже слишком поздно.

Советский плакат: Накопил и машину купил!
Хорошая попытка!

Мировозрение человека можно представить в виде горизонтальной прямой: слева находится конкретный материализм с его деньгами и товарами, справа – абстрактные духовные скрепы – с их национальными идеями и машущими во все стороны кадилами попами. Две крайности.

Духовность поневоле

Когда с материализмом туго и в кошельке кончаются деньги, в ход идут абстракции. Человек моделирует из воздуха картинку и ему становится проще переживать реальность.

Духовность поневоле: оказывшись на необитаемом острове Том Хенксу пришлось выдумать себе друга

Умение жить в этом иллюзорном мире называется духовностью. Неплохой способ, чтоб не сойти с ума от бедности, несправедливости, или даже скуки. Проблема лишь в том, что очень многие (например, некоторые индийцы или непальцы) так и живут всю жизнь в этом, по большей части, абстрактном мире. Зато потом к ним толпами едут пересытившиеся капитализмом материалисты, которые продают свои Ferrari и стригутся в монахи – в поисках той самой духовности, «истинного знания» и новых смыслов.

Нашему брату не надо далеко ходить за духовностью. Пассажиры утренних маршруток и метро – сильнейшие и добрейшие люди. Ведь только духовно и физически развитый человек способен более часа ехать на работу, по-монашески стоя на одной ноге в душном, переполненном транспорте, и при этом не материться. А когда он покидает по-православному душный полумрак храма на колесах, то мысли о звездах, монадах и чакрах позволяют ему создать перед глазами замещающий уличную грязь «фильм», с помощью которого можно дотянуть до вечера.

Отчего же в наших широтах так много верующих, поведенных не только на религии, но и на ведах, сыроедении, гомеопатии, кораллах, БАДах, астрологии, кашах, магии и прочей суеверной чепухе? Если вы ощущаете, что в вас духовность прям бьет ключом, это повод заглянуть в кошелек. Или посмотреть на статистику, связывающую его толщину с религиозностью:

Богатство нации зависит от господствующей в стране религии. Или наоборот.

Совпадение?

Можно сколько угодно клясть бездуховную Европу, обвиняя ее в излишнем потребительстве, или катить бочку на США, которые, по наблюдениям Джорджа Карлина, превратились в один огромный супермаркет. Но разве не рациональнее получать удовольствие от вещей, существующих в реальном, а не вымышленном мире? Пользоваться плодами цивилизации, сжигать бензин, поглощать красиво упакованную дрянь, выбрасывать поломанные вещи и покупать новые, не заморачиваясь с их ремонтом.

Новая национальная идея

У нас почему-то стесняются даже подумать о том, что потребительство может стать национальной идеей. Мол, куда уж бедной нации лозунги в духе «Хочешь помочь себе и стране – сходи в магазин». Слишком не духовно, не по-православному, а местами даже по-американски. Так ведь можно ненароком повлезать в кредиты и раскабанеть на холестериновых харчах. За два года после революции у нас так и не появилось национальной идеи, не считая той, что предложил Подервянский. Но и она слишком абстрактна, так как не подразумевает ни новых вершин в науке и производстве, ни квартир, ни автомобилей, ни даже еды.

С одной стороны, страшно жить в мире, где девочка, сходив в гости к подружке, рассказывает не о том, как она здорово провела время у друзей, а о том, что у джонсонов дом больше, да автомобили покрасивше, а у Мэри последней модели iPhone. В мире, где думают и говорят о деньгах. Но не практичнее ли это обсуждения чакр, вед, святых мощей?

Потребление может и отупляет, но в этом плане оно ничем не хуже любой другой религии.

О пользе потребительства говорит и писатель А. Никонов:
«Главное преимущество потребительского общества состоит в том, что, при всей своей мягкости, оно является самым прогрессивным, то есть экономически наиболее развитым, богатым и потому ориентированным на науку. Именно такое общество и есть главный покоритель природы. И так было всегда, ибо только покорение, исполненное коммерческого смысла, может быть успешным. Когда-то китайцы без нужды, а только ради славы, на гигантских кораблях заплывали черт знает как далеко от Китая, открывая земной шар. Они обогнали в этом европейцев! Но эпоха Великих географических открытый и колонизации стала все-таки заслугой Европы, а не Китая. Потому что Запад был меркантилен – он покорял ради выгоды, а не во славу императора».

Случившееся несколько дней назад первое в истории успешное приземление многоразовой ракеты – ещё одно тому доказательство. Эту ракету построила частная аэрокосмическая компания – не ради пафоса, гордости или иной абстрактной чепухи, но ради денег, которые планируется выручить за счет космического туризма. Вот что делает животворящая сила шкурного интереса! Так что потребителям по потребностям, производителям по доллару, а церквям до свидания.

Оригинал опубликован на AIN

Рассказать друзьям:  Share on FacebookEmail this to someoneTweet about this on Twitter

Читайте также


религия


Рейтинг@Mail.ru